Тема для скидывания информации по миру.
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22012-10-20 13:43:39
Схороны – зовутся так за скрытность и малый рост. В самом деле, найти притаившегося схорона не так-то просто. Высота взрослого мужчины редко достигает локтя (45 см). Живут схороны в небольших поселениях, в самых густых чащах леса. В качестве жилищ используют старые птичьи гнезда, переделывая их на свой лад, норы под корнями деревьев или дупла в их стволах. Селится, все-таки предпочитают наверху, чем выше находится «кватрира» - тем «элитней» она считается. Высоты схороны не боятся, почитают ее.
Себе схороны отводят пятьдесят лет жизни, после чего, с ритуальными танцами и жертвами провожают сородича в последний путь, убивая его своим же оружием, топором. Правило распространяется только на мужчин, женщины доживают до глубокой старости. В отличие от людей, схороны не приносят в жертву убитому его жен и детей. Те переходят по наследству к старшему мужчине, оставшемуся в семье.
Считается, что за эти пятьдесят лет схорон проживает пять жизней, каждая по десять лет. Это пять шансов, данных богами. Раз в десятилетие схорон имеет право начать все с чистого листа, притом все его прегрешения счищаются кровью жертвенных животных и забываются. А уж в пятьдесят лет схорон отправляется на суд богам, которые и решают, хорошо он прожил жизнь или нет.
Оружие – в качестве оружия схороны используют небольшие, индивидуально подогнанные топоры. Это неуклюжее для людей оружие, ассоциирующееся с варварством, для схоронов имеет такое же огромное значение, как мечи – для рыцарей. Топор тщательно берегут, следят, чтобы он не затупился. Топор дарят схорону на десятилетие, и именно тогда подросток становится взрослым, получает право голоса на собраниях.
Так же оружием являются луки со стрелами, пропитанными сильно концентрированным ядом лесных змей. Несмотря на свои малые размеры эти стрелы смертельно опасны. Их попадание можно перепутать с укусом комара, но после такого «укуса» очень мало шансов выжить. Схороны вообще часто используют яд для убийств, поэтому их пренебрежительно называют лесными гадами и опасаются забредать далеко в чащу.
Особенности быта – из-за своего маленького роста схоронам недоступны для разведения многие сельскохозяйственные животные. Питаются они в основном мясом мелких птиц, белок, грызунов. В охоте схоронам помогают одомашненные волколаки и прирученные хищные птицы. И тех и других приучают к человеку с самого рождения, отыскивая или (в редких случаях) отбивая детенышей и птенцов у родителей. При посвящении в воины существует обряд – посвящаемый должен усидеть на спине дикого, только что пойманного волколака до тех пор, пока зверь не устанет. Для этого животных ловят в специальные, глубокие ямы с отвесными стенами. Птицы же, чаще всего отлавливаются в сетки, ловко замаскированные на деревьях. Мелких птиц пытаются разводить, так же, как и белок и грызунов. В пищу употребляют молоко самок волколаков, их же используют при сельскохозяйственных работах. Схороны облагораживают лесные культуры, высаживают грибы, ягоды, съедобные растения. Чаще всего этими работами занимаются женщины.
Власть – во главе клана стоит князь со своей дружиной, как и у людей. Он выбирается простыми схоронами из числа дружины, если предыдущий правитель не оставил наследника. В противном случае власть переходит к нему. Князь правит кланом до конца своей жизни, однако его можно переизбрать, если на то есть веские причины (тирания, знаки «свыше» о том, что богам неугоден больше этот князь, преступление, совершенное правителем и т.д.).
Каждый скорох платит князю дань. Точных ее размеров нет, берут «на глазок». Однако по возможностям скороха, то есть с богатого больше, а с бедного, соответственно, меньше. Могут и вовсе освободить от дани и даже помогать. Обычно этой привилегией пользуются скорохи, пострадавшие в битвах или от хищных животных, многодетные семьи, пожилые женщины и т.д.
Поделиться32012-10-20 14:12:50
Волколаки.
Волколаки - лесные хищники, напоминающие волков, но сильно отличающиеся от них размерами. Взрослый волколак-самец может достигнуть в росте 100 см и веса - 75 кг. Общий вид: чаще - серые (хотя встречаются и черные, и рыжие представители, но никогда - белые (исключение - альбиносы)) поджарые, высокие хищники с сильно выдающимися верхними клыками (выступают над губой). Так же, в отличии от простых лесных волков, волколаки разумны, у них есть свой язык, помимо активно использующихся мимики и жестов, доступный простым людям (если есть желание его выучить). Живут волколаки стаей, во главе которой стоит вожак - самый крупный и сильный самец, отвоевавший свое место в многочисленных драках. Остальные хищники стоят выше или ниже по иерархической лестнице, в зависимости от своего статуса (мать, беременная самка, простой самец, и т.д.) и физических возможностей. Редко, но бывает, что стаей правит самка, если она смогла выдержать бой за главенство. Селятся волколаки подальше от человеческих жилищ, однако, во время сильного голода не гнушаются украсть у людей какое-нибудь животное. Бывает, что молодые волки, стремясь похвалиться друг перед другом своей силой, спускаются в деревни и режут там собак, что вообще-то запрещено законом стаи. Людей волколаки не боятся, огня тоже.
Волколаков можно назвать истинными хозяевами леса, даже медведь уступит им это звание: пять-семь волколаков с легкостью расправятся со столь крупным зверем. Эти хищники умеют прекрасно скрываться и неожиданно нападать, из-за чего подозреваются людьми в родстве с нечистой силой. Волколаки добровольно служат племени шаманов и берутся в плен, как ездовые животные, схоронами. Волколаков, добровольно ушедших на службу к схоронам презрительно обзывают собаками и при удобном случае убивают.
Статья нуждается в дополнении, у меня фантазии при написании было ноль = =
Поделиться42012-10-21 10:43:10
Даждьбог.
Даждьбог - Сварожич. у языческих славян - бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.
У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру.глаза у всех троих были одинаковые, синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в черных грозовых тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина костра.
Сын Неба возит чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы .
Даждьбог - =уд. Игорь Савченко
Первопредок славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшетъ усобицами, погибашетъ жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомъ скратишасъ".
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въеплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".
Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начата жрети молнш и грому, и солнцю и луне, а друзш Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицаютъ тридевять сестриницъ, а инш въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режутъ... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзш къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзш огневи и каметю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ ".
День Даждьбога - воскресенье, его металл- золото, его камень - яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - 953 г. разорялся Отгоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Священным животным Даждьбога - считался лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри (вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый стяг:
"в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те. Кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?
Головой кумира ставят на всход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить за его ходом.
Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
Белобог - художница Надежда Антипова
Одно из имен — Дажьбог — очевидно, славянское, состоящее из двух корней. Ученые-лингвисты определили, что слово «бог» в древности обозначало не только божество, но также и богатство, долю: на это указывает, например, противопоставление слов «богатый» и «убогий» с их первоначальными значениями «наделенный долей» и «лишенный доли», хотя в современном языке эти слова приобрели уже несколько иные смысловые оттенки. Поэтому, исходя из смысла корней, составляющих имя Дажьбога, его можно рассматривать как божество, «дающее богатство, долю». Для славянских народов, занимавшихся земледелием, благополучие и достаток зависели от урожая, а урожай, в свою очередь, зависел от живительной силы света и тепла солнца. Поэтому, вероятнее всего, восточные славяне Дажьбогом называли бога солнца.
Действительно, в Ипатьевской летописи под 1114 годом помещена вставка из перевода «XPOHHKH» Иоанна Малалы, где говорится о языческих богах и в числе других названы Феост (Гефест) и его сын Солнце (Гелиос). Славянский переводчик «Xpo-ники» Малалы отождествляет древнегреческого Феоста со Сва-рогом, а Солнце — с Дажьбогом:
«По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богь»
Отсюда следует, что Дажьбог воспринимался как сын Сварога, бога огня и был связан с солнцем.
Соответственно имени и функции восточнославянский Дажь-бог сопоставим с южнославянским божеством солнца Дабогом (или Дайбогом).
Даждьбог - худ. Максим Кулешов
Как божество, связанное с основным источником жизни — солнцем, Дажьбог воспринимался как податель и распределитель благ. Эту функцию можно обнаружить в формулах молитв и бла-гопожеланий: «Дай, Боже!» Тема благополучия в связи с Дажьбогом звучит в новгородских поговорках: «Покучись Дажьбогу, управит понемногу», «Полно тосковать, Дажьбог все минет».
Образ Дажьбога сохранялся в украинских ритуальных песнях вплоть до начала XX века. Так, в одной из свадебных песен изображается монолог жениха-«князя» при встрече с Дажьбо-гом по пути на свадьбу. Появление образа Дажьбога в свадебной лирике указывает на его функцию покровительства браку. В обрядовой календарной песне, относящейся к весеннему циклу, Дажьбог посылает соловья замыкать зиму и отмыкать лето; здесь Дажьбог выступает как персонификация Солнца. В обеих песнях образ Дажьбога имеет продуцирующее значение.
В «Слове о полку Игореве» дважды употребляется выражение «Дажьбожий внук». Так здесь назван княжеский род Рюриковичей, русских князей, которые, согласно мифологическим представлениям, считались потомками солнечного бога.
Второе имя божества солнца в созданном князем Владимиром пантеоне — Xopc. Как олицетворение солнца Xopc выступает, например, в «Слове о Полку Игореве». Это имя, очевидно неславянского происхождения, довольно часто упоминается в древнерусских письменных источниках. Однако его явная чужеродность всякий раз приводила книжников к затруднениям в его написании: Xopca называли то «Гурсом», то «Турком», то «Гусом», то еще как-нибудь. Об этнической и конфессиональной чужеродности Xopca для древнерусской традиции свидетельствует его определение в «Беседе трех святителей» (не позднее XIV в.) как «жидовина»: «два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Xopcb жидовинъ».
Действительно, как установили исследователи, это божество было заимствовано из иранской мифологии. Так, персидское слово {xurpod} означает «сияющее солнце», а культ Солнца в государстве иранцев — Xopeзмe — был доминирующим. Таким образом, иранский Xopc, по сути, дублировал древнерусского Дажьбога.
Поделиться52012-10-21 10:45:52
Леля
Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия, девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Весеннее божество и вторая богиня Рожаница.
Богиня Леля - худ. Виктор Корольков
Всем знакома опера Римского-Корсакова "Снегурочка" и знаком один из ее персонажей, юноша -пастух с именем Лель, но на самом деле, как утверждают ученые у древних славян была богиня с именем Леля. Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетеные веники.
Леля - девственница, но богиня деторождения, сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи):
"Лысая гора названа от замка Лысец, который на ней был, названный так потому, что был белел. В том замке одна госпожа перед тем жила. Превознешисъ от гордости, что победила Александра Великого под той горой, велела она почитать себя как богиню Диану... на том же месте был храм трех идолов которых звали Лада, Бода, Леля. К ним простые люди сходились в первый день мая, молитвы им творить и жертвы им приносить". По приказанию княгини Дубравки храм разрушили, а поставили там монастырь Троицкий.
Раз празднование Лели и Лады приходилось на первые числа мая, это дает основания говорить, что они все-таки богини, ведь в ночь на 1 мая на Лысой горе ведьмы проводят по воззрениям христиан свой шабаш — Вальпургиева ночь.
Леля - худ. Надежда Антипова
Несколько раньше узнаем, в Ченстоховской рукописи Яна из Михочина"(1423 г.) узнаем, что "в эти три дня (Троицких праздников)... сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски, не бога, а дьявола, то есть Иеша, Ладо, Леля, Ныя. Такие если не покаются, да пойдут с "Yassa, Lado " к вечному проклятьию. " И в ряде других польских поучений против язычества 13-14 веков говорится, что именно девушки поклоняются идолам, и именно в эти дни. Таким образом, Леля — богиня, и лишь в фантазиях авторов 16-18 веков стала мальчиком Лелем.
На русских вышивках, возможно, Леля - рожаница представлена как одна из двух Лосих, между ними находится Макощ, упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Скорее всего дочь Лада (Боды) и Лады. Ее дерево - рябина, но чащебереза ("Во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен Б. А. Рыбаковым . Лялин день приходился и на первые числа октября, когда начинался и охотничий сезон со 2 по 7 октября. А также на Покрова 14 октября, если выпадет ненароком снег.
Источник: http://myfhology.info/index.html
Поделиться62012-10-21 10:47:26
Берегиня
Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Берегиня - худ. Виктор Корольков
Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д.К.Зеленину:«Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. –М.В.) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки.
Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)
Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.
Источник: http://myfhology.info/index.html